Результаты совместного исследования Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ и Аналитического центра НАФИ*.
До пандемии 46% россиян оплачивали покупки безналичным способом (либо всегда используя исключительно этот способ, либо предпочитая его наличным в большинстве случаев). В период самоизоляции каждый пятый россиянин (21%), использовавший до пандемии различные способы оплаты, стал чаще оплачивать покупки безналично.
Среди тех, кто всегда ранее пользовался только наличными деньгами (19% опрошенных россиян), 87% не поменяли свои предпочтения несмотря на пандемию и продолжают пользоваться только наличными.
Россияне стали реже совершать покупки в зарубежных онлайн-магазинах. Треть россиян (32%), которые раньше покупали товары онлайн за границей, совсем отказались от таких покупок из-за пандемии. Еще четверть (26%) стали заказывать товары из-за рубежа реже.
Опрошенные указали, что основная причина полного или частичного отказа от зарубежных покупок онлайн – необходимость экономить деньги (33%). Более четверти россиян (27%) отказались от подобных покупок, так как боятся, что посылки могут быть переносчиками нового коронавируса, 25% – из-за ожиданий задержки или отмены доставки.
На женщин, которые покупают в зарубежных онлайн-магазинах, пандемия повлияла больше, чем на мужчин: 37% вовсе перестали покупать онлайн за рубежом (среди мужчин доля составляет 27%). Кроме того, женщины чаще мужчин отказываются от зарубежных онлайн-покупок из-за боязни заразиться новым коронавирусом (31% против 22% среди мужчин). Также наиболее склонны отказываться от заказов в зарубежных онлайн-магазинах во время пандемии из-за опасения заразиться от посылок люди, которые проживают с тремя и более членами домохозяйства (31%).
«Пандемия коронавируса повлияла на образ жизни и потребительские привычки. Увольнения, сокращения заработной платы, отсутствие уверенности в будущем – люди стараются экономить и не тратят деньги на то, в чем остро не нуждаются, в том числе на заказы в зарубежных магазинах. После окончания самоизоляции спрос ждет долгое восстановление, в том числе из-за падения доходов населения. Несмотря на это, сразу после снятия ограничений можно ожидать роста потока в торговых центрах: люди, уставшие от заточения, соскучились по «оффлайну». При этом привычка к покупкам онлайн, сформированная за время пандемии, никуда не уйдет, и число покупок через интернет не сократится»
«Лейсан Баймуратова, руководитель исследовательских проектов
Аналитического центра НАФИ.»
Источник: НАФИ.
Фото из открытых источников.