За последний год каждый десятый россиянин – 11% – сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников, а 4% смогли вернуть свои деньги. Среди представителей старшего поколения доля тех, кто сталкивался с мошенниками, ниже. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.
Мошенничество в сфере онлайн-торговли может принимать различные формы: от простого обмана с недоставкой товара или неоплатой покупки до фишинга**, скама*** и других приемов социальной инженерии. Мошенники могут выдавать себя за продавцов или покупателей на известных онлайн-площадках. Также мошенниками создаются сайты-подделки, маскирующиеся под известные веб-ресурсы.
С каждым годом мошеннические схемы эволюционируют, появляются новые угрозы. Только 11% россиян отмечают, что покупатель сам должен проявлять внимательность и надеяться в первую очередь на свои силы во взаимодействии с недобросовестными продавцами. Такое мнение более популярно среди женщин (13% против 9% среди мужчин).
При этом, по мнению большинства россиян (61%), бороться с недобросовестными интернет-продавцами должны правоохранительные органы. Люди старшего возраста придерживались такого мнения чаще других.
Возлагают ответственность на торговые площадки и интернет-провайдеры намного реже: 13% и 12% опрошенных соответственно считают, что провайдерам и маркетплейсам отводится ведущая роль в противостоянии мошенникам, причем среди молодежи доля сторонников этой позиции выше.
«Может показаться, что бороться со схемами интернет-мошенничества можно только на уровне правоохранительных органов. Действительно, с системой мошенничества в первую очередь может и должно бороться государство. Однако нельзя следовать логике патернализма и перекладывать ответственность там, где от действий конкретного человека серьезно зависит его собственная безопасность, – отмечает Лейсан Баймуратова, и.о. директора направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ. – Важно повышать уровень цифровой грамотности людей – в том числе для того, чтобы пользователи могли обезопасить себя от интернет-мошенников».
По данным НАФИ за второе полугодие 2020 года в полтора раза (с 31% до 45%) увеличилась доля держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством****. Этот рост может объясняться тенденцией массового перехода клиентов на дистанционное обслуживание в финансовых учреждениях.
«В интернете встречаются продавцы-мошенники, которые, получив деньги за товар, ничего не отправляют покупателю или отправляют совсем другой товар. Вы лично сталкивались с такими ситуациями в течение последнего года?», в % от всех опрошенных
Да, сталкивался и потерял при этом деньги - 7
Да, сталкивался, но деньги удалось вернуть - 4
Нет, не сталкивался - 89
Источник
Сумма займа
1000 - 3000 рублей
Срок
1 - 14 дней
Ставка 0,1% в день
Сумма займа
3000 - 10 000 рублей
Срок
21 - 32 дней
Ставка 0,5% в день
Сумма займа
10 000 - 30 000 рублей
Срок
21 - 32 дней
Ставка 0,5% в день